Бабушкин А.Э., Исангулова Л.Х., Файзуллина Х.Г., Исрафилова Г.З., Фомичева Г.Р.
Результаты использования «Хилопарин-комод» в поликлинической практике офтальмолога
Уфимский научно-исследовательский институт глазных болезней БГМУ Минздрава России
Актуальность
Проблема лечения синдрома «сухого глаза» в настоящее время весьма актуальна. Арсенал препаратов слезозаместительной терапии (СЗТ) на сегодняшний день достаточно обширен (в РФ зарегистрировано более 30 препаратов для лечения ССГ), однако учитывая полиэтиологичность данного заболевания, выбор СЗТ всегда индивидуален [1]. В состав многих препаратов входит гиалуроновая кислота. Наше внимание привлек новый препарат Хилопарин-комод (Урсафарм, Германия), представляющий собой офтальмологический увлажняющий раствор без консерванта (в специальном инновационном флаконе-капельнице COMOD, объемом 10 мл), зарегистрированный в России в 2014 году для лечения синдрома «сухого глаза» (ССГ) и содержащий в качестве основных действующих компонентов гиалуронат (1 мг) и гепарин натрия (1300 МЕ).
Как известно, гиалуроновая кислота (ГК) представляет собой природный полисахарид, входящий в состав многих тканей (например, соединительной, стекловидного тела, кожи и пр.) и обладающий высокой способностью к связыванию и удержанию воды. Это обстоятельство объясняет ее широкое применение в косметологии и медицине, в частности, в офтальмологии: в качестве увлажняющих растворов для лечения ССГ (поскольку водный раствор гиалуроната натрия близок к муциновому слою и обладает вязкостью и высокими адгезивными свойствами по отношению к роговице), хирургической среды для офтальмологических операций, при терапии блефаритов и блефароконьюнктивитов, дисфункции мейбомиевых желез и др. [2, 3].
Гепарин известен нам, прежде всего, как прямой антикоагулянт, Однако, помимо влияния его на свертывающую систему крови, необходимо отметить еще целый ряд его эффектов. К ним относятся его положительное влияние на микроциркуляцию, противовоспалительное, регенеративное (ускоряя процессы заживления, при этом он уменьшает выраженность рубцевания) и противоотечное действие, а также связывание токсинов и инфекционных агентов. В офтальмологии гепарин используется при ожогах глаз, нарушениях кровообращения в сосудах сетчатки, в катарактальной и витреоретинальной хирургии с целью уменьшения выраженности воспалительной реакции, для профилактики фиброза задней капсулы хрусталика и уменьшения роста новообразованных сосудов роговицы [1, 4–11]. Учитывая вышеприведенные данные, можно думать, что комбинация гепарина и гиалуроната натрия в препарате Хилопарин-комод, помимо слезозаместительной функции, обуславливает дополнительный терапевтический эффект, который позволит расширить показания к применению данного лекарственного средства в офтальмологической практике [1].
Первые клинические исследования препарата хилопарин-комод в РФ показали его безопасность и эффективность при лечении ожогов глаз, субконъюктивальных кровоизлияниях и гифемах, всех форм ССГ, в том числе у пользователей контактных линз, пациентов, перенесших хирургические вмешательства на глазном яблоке, а также герпетических кератопатиях [1, 3].
Цель
Изучить эффективность применения препарата Хилопарин-комод при лечении различной офтальмопатологии в поликлинической практике.
Материал и методы
Хилопарин-комод был применен у 21 больного (24 глаза) в возрасте от 29 до 68 лет. Мужчин было 9, женщин – 12. Пациенты были со следующими заболеваниями: у 7 больных диагностировали субконъюктивальное кровоизлияние (у 3 пациентов травматического генеза, 4 – спонтанное, в т.ч. 2 – на фоне колебаний артериального давления), 4 – посттравматический кератит (после удаления инородного тела роговицы), 3 больных (6 глаз) – ССГ в исходе длительного (более месяца) и непрерывного лечения конъюнктивита хламидийной или аденовирусной этиологии, 3 – термический ожог роговицы 1–2 степени, 2 – послеожоговая кератопатия, 2 – длительно не заживающая на фоне антибактериальной терапии эрозия роговицы после ношения контактных линз и татуажа век.
Пациентам с подконъюнктивальным кровоизлиянием Хилопарин-комод назначался в качестве местной монотерапии 4–5 раз в сутки. При травматическом кератите данный препарат назначали после применения глазных мазей (1% Тетрациклиновой, Офтоципро, Флоксал) и капель антибиотиков (обычно Лево-, Офло- или Моксифлоксацина), нестероидных противовоспалительных средств – НПВС (Индоколлир, Неванак или Акьюлар), при необходимости – противовирусных средств (Офтальмоферон) и мидриатиков короткого действия (Ирифрин, Цикломед, Мидриацил). У больных с ССГ в исходе конъюнктивита, лечение Хилопарин-комодом комбинировали с инстилляциями антисептиков (Витабакт, Окомистин). В случаях послеожоговой кератопатии и торпидной к лечению эрозии роговицы до начала лечения препаратом Хилопарин-комод больным, помимо глазных капель и мазей антибиотиков, назначались корнеопротекторы (Корнерегель с 5% декспантенолом, 20% Актовегин или Солкосерил гель). Этим пациентам препарат применялся 5 раз в сутки в течение 1,5–2 недель, а по мере улучшения состояния роговицы кратность его применения сокращалась до 2–3 раз в день. Длительность применения препарата варьировала в зависимости от клинической картины от 5 дней до 1,5 месяцев.
Результаты и обсуждение
Применение Хилопарин-комода показало отсутствие каких-либо токсико-аллергических реакций и хорошую переносимость препарата больными. У 5 пациентов с подконъюнктивальным кровоизлиянием 1 степени (которое занимало не более одного сектора глазного яблока, а чаще меньше), полное его рассасывание на фоне монотерапии Хилопарин-комодом наблюдали через 5–7 дней, в 2 случаях при субконьюнктивальной гипосфагме 2 степени (не более половины его поверхности) – через 9 и 11 дней соответственно.
Полная эпителизация роговицы и рассасывание инфильтрации у больных с кератитом после начала применения Хилопарин-комода (в комплексе с антибактериальной и противовоспалительной терапией) на стадии очищения посттравматического дефекта наступила в среднем через 8,2±1,5 дней.
У больных с синдромом «сухого глаза» (ССГ), развившегося в результате длительной, часто нерациональной терапии (антибактериальной или противовирусной) хламидийного или аденовирусного конъюнктивита, улучшение субъективных ощущений в виде уменьшения сухости, жжения, чувства инородного тела и т.п., отмечалось уже на 2–3 день от начала лечения с уменьшением отека и гиперемии конъюнктивы, раздражения глаза – на 5–6 день и практически полным исчезновением симптомов воспаления через 3–4 недели.
Явления термического ожога роговицы 1–2 степени, проявляющегося ее локальным поверхностным помутнением (в 1 случае с единичным буллезом и эрозией), были купированы с помощью данного препарата в течение 6–11 дней. У всех больных в исходе наблюдали нежное облачковидное помутнение роговицы. Клиническое улучшение с обратным развитием роговичных изменений, частичным восстановлением прозрачности роговицы (за счет значительного уменьшения отека эпителия и т.д), улучшением остроты зрения до 0,2 и 0,4 отмечали и у 2 больных с послеожоговой кератопатией при достаточно длительной (в течение месяца) инстилляции Хилопарин-комода и Тауфона под прикрытием антисептика. У 1 больной с рецидивирующей, долго не заживающей эрозией роговицы после ношения контактной линзы через 7 дней после назначения препарата также был отмечен положительный эффект, заключавшийся в частичной эпителизации эрозии с уменьшением ее площади. Однако из дальнейшего наблюдения больная выбыла из-за отъезда по семейным обстоятельствам. Что же касается больной с эрозией роговицы после татуажа век, то заметного положительного влияния применения Хилопарин-комода в сочетании с противовирусной терапией отмечено не было. Регресс заболевания наступил лишь после неоднократного туширования краев эрозии раствором йода.
Выводы
Результаты применения препарата Хилопарин-комод в поликлинической практике показали его хорошую переносимость и клиническую эффективность при различной офтальмопатологии: субконъюнктивальных кровоизлияниях, посттравматических кератитах, синдроме «сухого глаза» в исходе длительно протекающих конъюнктивитов хламидийной или аденовирусной этиологии, термических ожогах роговицы 1–2 степени, послеожоговой кератопатии, длительно не заживающей эрозии роговицы после ношения контактных линз. Это дает возможность рекомендовать его к широкому использованию в клинической практике и расширить показания к назначению.
Источник и продолжение: https://eyepress.ru/article/rezul-taty-ispol-zovaniya-khiloparin-komod-v-poliklinicheskoy-praktike-oftal-mologa
Комментариев нет:
Отправить комментарий